Архив: ‘Служба постинтернатного сопровождения выпускников’ Category

postheadericon Наши выпускники

Модель Службы постинтернатного сопровождения

выпускников детского дома.

 

Заместитель директора по УВР

Т.Я.Фетисова

Проблема социализации выпускников детских домов существовала всегда, но особо остро назрела в связи с переменами в политической, социально-экономической, культурной сферах страны. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и их успешная адаптация – основная задача детского дома. Успешная интеграция выпускников детских домов в окружающий социум, может быть достигнута комплексными специальными мерами, связанными с индивидуальным психолого-медико-педагогическим сопровождением.

Сопровождение развития ребенка – это система профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком и социальной средой его окружения с целью создания оптимальных условий для его развития. Для осуществления сопровождения необходимо создание наиболее эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников, направленной на защиту прав и интересов выпускников, самостоятельное жизненное обустройство, выработку способности выпускниками к самостоятельному принятию решений, овладению навыками их реализации и осознанию ответственности за принятое решение.

Цель сопровождения в постинтернатный период – оказание помощи выпускникам детских домов в социальной адаптации, получении профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни.

Основными задачами постинтернатного сопровождения являются: защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; содействие детям-сиротам в формировании навыков адаптации в обществе; оказание консультативной социально-правовой и психолого-педагогической помощи детям-сиротам; социализация и интеграция детей-сирот в обществе.

Служба постинтернатного сопровождения, состоящая из социального педагога, педагога-психолога и юриста, работает по следующим направлениям:

    • осуществление социально-психологической диагностики, обратившихся в службу выпускников с целью выявления проблем в их интеллектуальном развитии, общении и поведении, уровня готовности к самостоятельной жизни в современном обществе;

    • оказание социально-педагогической, психологической и правовой помощи выпускникам в обеспечении жилой площадью, ремонте и решении различных бытовых проблем, в трудных жизненных ситуациях, в трудоустройстве и трудовой адаптации, в получении квалифицированной юридической помощи и социально-правовой защиты в период общественного и профессионального самоопределения.

    • привлечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений, общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

    • разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, направленных на выход из трудной жизненной ситуации;

Выпускник, обратившись в Службу постинтернатного сопровождения, может получить помощь по всем вопросам его жизнедеятельности:

По своей сути, сопровождение начинается ещё до выпуска из детского дома и проводится поэтапно.

Первый этаппрофессиональное самоопределение.

Второй этап подготовка воспитанников к поступлению в конкретное профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является детский дом, непосредственно социальный педагог.

Третий этап – устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение. Социальный педагог, выполняя функции законного представителя воспитанника: участвует в собеседовании сироты с администрацией профессионального образовательного учреждения, передает администрации учебного заведения документы личного дела выпускника, рекомендации, предложения педконсилиума, которые важно учесть педагогам профессионального учебного заведения при обучении и сопровождении сироты. Следует также совместно с администрацией обсудить вопросы проживания, стипендии, поддержки ребенка в различных новых для него ситуациях, организовать встречу с педагогом-наставником (классным руководителем).

На подготовительном этапе деятельности Службы сопровождения выполняется сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в постинтернатной жизни, определение методов решения данных проблем. Для сбора информации используется личное дело выпускника, органы опеки и попечительства, беседа с воспитателями, социальным педагогом, психологом детского дома, информация из учебных заведений, в которых обучаются выпускники, через родственные связи, ОВД.

Полученная информация составляет базу данных на выпускников детского дома: анкетные данные; сведения о родителях, родственниках; сведения о наличии жилья и месте проживания; место работы, учебы; материальное положение; состояние здоровья; краткая характеристика; обозначаются потребности и ожидания выпускника.

На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, привлечение к работе молодежного актива.

В процессе деятельного этапа непосредственно выполняется защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору. Проделанная специалистами службы работа и её результат в отношении конкретного выпускника отражается в «Маршруте сопровождения выпускника». Проделанная работа специалистов также отражается в общем журнале, что позволяет контролировать решение проблем выпускников, результатов деятельности и облегчает ведение мониторинга.

Для реализации комплексного сопровождения и поддержки выпускников служба взаимодействует с внешними структурами:

— Органы исполнительной власти (отдел опеки и попечительства, жилищный отдел) — решение жилищного вопроса;

— Образовательные учреждения — предоставление информации об успеваемости воспитанника, пропусках, участие в воспитательном процессе. Совместное решение жилищных вопросов, прохождения практики и трудоустройства после выпуска;

— Социальные службы — решение вопросов трудоустройства, предоставление информации о льготной категории выпускников, основаниях, порядке и размерах социальных выплат;

— Правоохранительные органы — информация о нахождении на учете, совершении правонарушений. Профилактическая работа по предотвращению правонарушений, выработка норм поведения;

— Здравоохранительные учреждения — предоставление сведений о состоянии здоровья, нахождении на учете. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) диагнозов;

— Коммунальные службы — оказание помощи в ремонте жилья выпускников, работа с задолженностью выпускников по коммунальным платежам;

— Культурные и спортивные учреждения — помощь в организации досуга и отдыха: привлечение выпускников в молодежные клубы, общественные организации, организация молодежных активов, организация и проведение досуга с привлечением выпускников;

— Волонтерское движение, общественные организации — привлечение волонтеров из числа студентов педагогического университета, факультета психологии и социальных партнёров для проведения мероприятий, оказания психолого-педагогической помощи;

— Спонсорская помощь — оказание материальной помощи для улучшения бытовых условий.

Для привлечения внешних структур специалистами службы организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения.

Мониторинг и методическая деятельность службы. Специалисты службы участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, посещают методические центр, анализируют результаты деятельности. Критериями успеха достижения цели являются наличие у выпускников ступени образования, постоянной и продолжительной работы на последнем месте, состояние жилья, наличие собственной семьи и постоянность отношений, способы проведения досуга, экономическое состояние, активность в обществе.

Ожидаемые результаты деятельности:

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Активизация гражданской позиции выпускников;

3. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования;

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Модель Службы постинтернатного сопровождения

Сопровождение и жизнеустройство выпускников

ГКУ «Детский дом (смешанный) №32»

Современный  детский  дом  —  это  образовательная организация,  созданная  для решения  задач  социального  воспитания. Общество  заинтересовано  в  том,  чтобы  выпускники  детских  домов  были  готовы  решать  проблемы,  встречающиеся  в  их  жизни  самостоятельно,  социально  приемлемым  способом.

Сегодня  в  условиях  рыночных  отношений  возрастает ответственность  образовательных  учреждений  для  детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  за  подготовку  воспитанников  к  выбору  профессии.     Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустраивать свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права…  ыпускников.

Для обеспечения эффективности работы по социальной адаптации и профориентации, повышения уровня формирования готовности воспитанников к самостоятельной жизни, в нашем учреждении реализуется программа по социальной адаптации и сопровождению выпускников «Я и моё будущее» на 2015-2019 годы.  Данная программа направлена  на защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование деятельности  системы  социальной адаптации и сопровождения выпускников детского дома. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий  воспитанников и учитывается степень подготовленности  их к жизни и деятельности в коллективе,  умения принимать решения и действовать самостоятельно. Не смотря на то, что в 2016 году по договору социального найма 5 выпускников получили жилье, очередность нуждающихся не уменьшается. Основная часть ребят проживает на съемных квартирах, в связи с чем, обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является важнейшей частью комплекса мер государственной поддержки данной категории детей. паспорта являются проблемой для выпускников.

Ежемесячно специалистами детского дома посещаются выпускники по адресам проживания в г.Пятигорске и близ лежащих населенных пунктах. Ребятам оказывается консультативная помощь, решается проблема трудоустройства. Педагогами детского дома неоднократно  проводились мастер классы по вопросам оплаты коммунальных услуг, по прохождению медосмотров.

В детском доме с 2015 г. была введена новая форма обращения выпускников «Лист обращения», в котором указывается проблема или вопрос, сроки исполнения специалистами и оказания помощи, как консультативной, так и юридическо-правовой, психологической, по необходимости и материальной.

Еще одна, не менее важная проблема — профессиональное образование и трудоустройство выпускников.  Выпускники  детского дома  пользуются многочисленными льготами , во время обучения в госучреждениях государство их полностью обеспечивает. Однако очень малое количество ребят готовы  попробовать свои силы и поступить в высшие учебные заведения.       Практика показывает, что решить задачу профессионального образования в отрыве от решения жилищного вопроса невозможно. Таким образом, в  настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В нашем учреждении социально-педагогической службой и педагогическим коллективом проводится кропотливая работа по профессиональному самоопределению будущего выпускника. Поступив в детский дом, воспитанник  проходит диагностику, по итогам анкетирования, опросников, наблюдения и желания самого ребенка совместно с педагогами разрабатывается индивидуальный пошаговый профессиональный маршрут выпускника «Дорога к мастерству». Каждый маршрут ведет к достижению цели (т.е. получению профессии)

Конечно же существуют трудности адаптации на каждом шаге маршрута профессионального мастерства. Воспитанники, меняя образовательную среду средней школы на учреждение начального или среднего профессионального образования, остаются в привычной для них обстановке хорошо знакомого им детского дома…

Они попадают в туже среду уюта, защищенности, но, однако появляется новое социальное окружение, много свободного времени. Степень  подготовленности этой  категории  детей  к осознанному  профессиональному  труду – важный  фактор их  благополучной  адаптации  в  социуме. Педагоги, работающие в детском доме,   максимально  учитывают  индивидуальные  особенности  каждого  ребенка,  учат  использовать  доступные  средства  для  его  коррекции  и  адаптации  в  социуме.  В  настоящее  время  выпускникам  детских  домов  необходимо  образование,  приближенное  к  жизни,  пронизанное  знанием  жизненных  реалий,  социальных  проблем,  основанное  на  опыте  самостоятельной  практической,  исследовательской,  творческой  деятельности.

Основная цель адаптации выпускников — помочь детям приобрести жизненный опыт. Для реализации данной работы, в детском доме функционирует Попечительский совет. Представители Попечительского совета оказывают посильную помощь в подготовке выпускников. Это проведение совместных круглых столов с приглашением специалистов Следственного отдела Следственного управления г. Пятигорска, представителей УФМС, ОДН, центра занятости, где воспитанникам оказывают консультативную помощь, рассказывают о себе. Выпускники детского дома участвуют в «Дне правовых консультаций», был проведен День открытых дверей для выпускников. В 2017 году стали выпускниками 7 воспитанника нашего учреждения.      Таким образом, социализация и адаптация выпускников, и их профессиональное самоопределение  влияют в полном объеме на  дальнейшее трудоустройство и желание овладеть конкурентно-способной профессией , для того, чтобы быть востребованным на современном рынке труда. Эти задачи прослеживаются в современном обществе и являются  основополагающей целью государственной семейной политики.    

План работы постинтернатного сопровождения выпускников

План работы скан 1 постинтернатного сопровождения выпускников План работы скан 2 постинтернатного сопровождения выпускников.jpeg План работы скан 3 постинтернатного сопровождения выпускников.jpeg.jpeg План работы скан 4 постинтернатного сопровождения выпускников.jpeg.jpeg.jpeg

План постинтернатного сопровождения выпускников 2017-2018

Выпускники не забывают посещать свой родной дом!

Наши дети часто обращаются за советами к педагогам, а мы в свою очередь с удовольствием помогаем и подсказываем!

Дорогие выпускники! Мы всегда рады видеть Вас снова,

для нас вы всегда наши дети!

epyNZwUrhtw

42iAWvzFX5A Ae0czQRD5ws kIZ_RQP3t-0 q2rVpM66fJY R2hVIpAyoXU Rtw3gPT5t5c uhmUe4-FZvc vvq2LyuyrtI

 

Служба постинтернатного сопровождения

В ноябре специалистами Службы постинтернатного сопровождения были осуществлены организованные выезды по учебным заведениям, где учатся выпускники детского дома. 10 ноября специалисты посетили ГБПОУ «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления», где на первом курсе по специальности «Дизайн (по отраслям)» учится Александра Н. Со слов классного руководителя, выпускница нуждается в контроле за адаптацией и взаимоотношениями со сверстниками. С Сашей были проведены тренинги по адаптации к самостоятельной жизни «Я и мир вокруг меня», «Новые друзья». 15 ноября специалисты посетили ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум», куда  в этом году поступили Владимир С., Соловьев Д., Галущак Д. При встрече с классным руководителем, социальным педагогом обсуждались вопросы, касающиеся учёбы, планирования свободного времени выпускников, участия их в общественной жизни колледжа. Специалисты службы познакомились с тем как живут ребята, а также побывали на занятиях.

9fsn5AiXRWM 43YBDVetD-U BKFDntTuIgE cWrKQbt-hTM jd61Nbxwpa0 kDvUHGJLxxg mfBkZ0iyt58 mSNuBsTpK9Y nEo7KPgJtYw oLczoTdFf20 P2RAlkLRyP0 PTGNw77ZmTE xlk-pAzTN28

 

 

 

 

 

 

Мониторинг социальной адаптации и жизнеустройства выпускников

Уровень социальной адаптации

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее

количество выпускников

Уровень социальной адаптации

Поддерживающий

тип сопровождения

(количество выпускников)

высокий

средний

низкий

(указать причины)

1.

2014

4

4

4

2.

2015

5

5

              5

3.

2016

6

6

6

4.

2017

5

5

5

 

Уровень развития социально-бытовых навыков

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Уровень развития социально – бытовых навыков

навыки гигиены

навыки

самообслуживания

навыки

приготовления пищи

навыки распределения личных доходов

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

1.

2014

4

4

4

4

2.

2015

5

5

5

5

3.

2016

6

6

6

6

4.

2017

5

5

5

5

Постинтернатное сопровождение выпускников

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Оказание помощи выпускникам

по обращению

(количество выпускников)

по Договору

(количество выпускников)

по запросу

органов, организаций, учреждений и пр.

(количество выпускников)

1.

2011

5

2.

2012

4

3.

2013

3

4.

2014

4

5.

2015

5

5

6.

2016

6

6

7.

2017

5

5

Причины длительного сопровождения воспитанников

 

 

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Низкая мотивация на получение образования

Асоциальное поведение

Проблемы

со здоровьем

Жилищные

проблемы

Проблемы в трудоустройстве

Оформление, восстановление документов

1.

2011

2.

2012

3.

2013

1

4.

2014

2

5.

2015

3

2

6.

2016

3

1

7.

2017

Образование

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Образование

Количество обучающихся

выпускников

Количество

закончивших обучение выпускников

Количество

отчисленных выпускников

(указать причины)

 

Количество

выпускников, получающих и получивших второе образование

НПО

СПО

ВПО

НПО

СПО

ВПО

НПО

СПО

ВПО

СПО

ВПО

1.

2011

3

2

2.

2012

3

1

3.

2013

3

4.

2014

3

1

5.

2015

5
6.

2016

6
7.

2017

5

Проживание выпускников в период обучения в учреждениях профессионального образования

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проживание выпускников в период обучения в учреждениях профессионального образования

Количество

выпускников,

проживающих в общежитии

профессионального образовательного учреждения

Количество

выпускников,

проживающих в закрепленном жилье

Количество

выпускников,

проживающих на съемных квартирах

Количество

выпускников,

проживающих

в Социальных гостиницах

Количество

выпускников,

проживающих у родственников

1.

2011

5

2.

2012

4

3.

2013

3

4.

2014

4

5.

2015

5

6.

2016

6

7.

2017

5

Жилищное обеспечение

п/п

Год

выпуска из организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее

количество

выпускников

ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Количество выпускников,обеспеченных жильем специализированного жилищного фонда Ставропольского края

Количество выпускников,имеющих закрепленное(собственное) жилье

Количество выпускников,поставленных на учет для получения жилья специализированного жилищного фонда Ставропольского края

1.

2011

5

1

4

2.

2012

4

2

2

3.

2013

3

1

2

4.

2014

4

1

3

5.

2015

5

1

4

6.

2016

6

3

3

7.

2017

5

1

4

Трудоустройство

п/п

Год

выпуска из организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Трудоустройство

Количество

выпускников,

трудоустроенных постоянно

Количество

выпускников,

трудоустроенных временно

Количество

не трудоустроенных выпускников

по специальности не по специальности по специальности не по специальности состоят на учете в

ЦЗН

самостоятельно занимаются поиском работы отпуск по уходу за ребенком иждивенческая

позиция

1.

2011

1 1 2 1
2.

2012

1

1 1 1
3.

2013

1

1 1
4.

2014

1
5.

2015

6.

2016

7.

2017

Отношение к здоровому образу жизни

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Отношение к здоровому образу жизни

Количество

выпускников,

ведущих ЗОЖ

(занятия спортом, отсутствие вредных привычек, рациональное питание и пр.)

Количество

выпускников,

признающих необходимость ЗОЖ для сохранения личного здоровья, но ничего для этого не делающих

Количество выпускников, не стремящихся к ЗОЖ

с проявлениями асоциального поведения

употребление алкогольной

продукции

употребление наркотических веществ

состоят на учете

в наркологическом диспансере

1.

2011

3

2

2.

2012

2

2

3.

2013

1

2

4.

2014

2

2

5.

2015

2

3

6.

2016

2

4

7.

2017

3

2

Семья

п/п

Год

выпуска из организации для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее

количество

выпускников

Семья

Количество

выпускников, заключивших

официальный брак

Количество

выпускников, расторгнувших официальный брак

Количество

выпускников, проживающих в гражданском браке

Количество

выпускников,

не имеющих семьи

Неполные семьи

1.

2011

5

1

3

1

2.

2012

4

3

1

3.

2013

3

1

2

4.

2014

4

1

3

5.

2015

5

5

6.

2016

6

6

7.

2017

5

5

Дети

п/п

Год

выпуска из организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети

Количество

выпускников, заключивших

официальный брак и воспитывающих собственных детей

Количество

выпускников, проживающих в гражданском браке и воспитывающих собственных детей

Количество

выпускников, отказавшихся от собственных детей или лишены родительских прав

Количество

выпускников: матерей – одиночек, отцов – одиночек, воспитывающих собственных детей

1.

2011

1

1

1

2.

2012

3.

2013

1

4.

2014

1

5.

2015

6.

2016

7.

2017

Отношение с законом

п/п

Год

выпуска из организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее

количество

выпускников

Отношение с законом

Количество

выпускников, состоящих на профилактических учетах, причины постановки на учет

Количество выпускников, осужденных по статье

(укажите статьи)

Количество

выпускников, находящихся в местах лишения свободы

Количество

выпускников, имеющих условный срок наказания

1.

2011

5

2.

2012

4

3.

2013

3

4.

2014

4

5.

2015

5

6.

2016

6

7.

2017

5

Жилищное обеспечение

п/п

Год

выпуска из организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Общее

количество

выпускников

ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Количество выпускников,обеспеченных жильем специализированного жилищного фонда Ставропольского края

Имеющих постоянную и временную регистрацию

Количество выпускников,имеющих закрепленное(собственное) жилье

Количество выпускников,поставленных на учет для получения жилья специализированного жилищного фонда Ставропольского края

1.

2011

5

1

4

2.

2012

4

2

2

3.

2013

3

1

2

4.

2014

4

1

3

5.

2015

5

1

4

6.

2016

6

3

3

7.

2017

5

1

4

В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит совершенствование системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот.

Национальная доктрина Российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников детских домов, делая особый упор на постинтернатное сопровождение.

При сформированности составляющих личности человек становится успешным. Но сформировать эти компетенции возможно только через деятельность, через социальную практику.

Из всех элементов, составляющих социальную компетентность, в 2017-2018 году отрабатываю детально и глубоко методику формирования социально-профессиональной компетенции в рамках разработанной программы «Школа жизни». Для обеспечения успешной реализации программы проводятся:

1.Социально-психолого-педагогическое постинтернатное сопровождение.

2.Трудоустройство и занятость выпускников.

3.Помощь при решении проблем жизнеустройства и оформления документации.

4.Социально-психологическое консультирование по вопросам семьи и брака.

В результате целенаправленной работы, проводимой педагогами детского дома, наметилась положительная динамика.

Сложилась система сопровождения профессионального самоопределения воспитанников. Её основные направления:

  • диагностическая деятельность;

  • информационно-просветительская деятельность;

  • допрофессинальная подготовка;

  • профессиональное самоопределение.

Каждому направлению сопровождения соответствует свой этап активизации:

  • диагностический – эмоционально-мотивационная активизация;

  • информационно-просветительский – познавательно-интеллектуальная активизация;

  • допрофессиональной подготовки – практико-поведенческая активизация;

Задача диагностической деятельности – выявить интересы, способности и профессиональные склонности воспитанников. Здесь используются анкеты, карты интересов, тесты, опросники, различные диагностические методики определения мотивов, выбора профессии.

Главная задача эмоционально-мотивационной активизации – вызвать интерес, разжечь положительные эмоции ко всему, что связано с выбором профессии. В этом помогают профориентационные игры. Они способствуют созданию близких отношений между воспитателем и воспитанниками, снимают напряжённость, тревогу, повышают самооценку.

Следующее направление – информационно-просветительская деятельность. Цель ее – дать систему знаний в различных сферах современной трудовой деятельности, повысить уровень осведомлённости детей о массовых профессиях, которые требуются на рынке труда, сформировать положительное отношение к любому виду труда. Для этого использую беседы, практикумы, инструктивные занятия, устные журналы, выставки, экскурсии.

Третье направление работы – допрофессиональная подготовка, цель которой ознакомить воспитанников с реальным миром профессий, то есть информирование о содержании профессиональной деятельности и условиях труда, о требованиях, предъявляемых профессией к личности. На данном этапе подключаются медицинские работники, которые знакомят воспитанников с противопоказаниями по состоянию здоровья к той или иной профессии. Разработана программа по профессиональному самоопределению старшеклассников. Основной упор в программе – проведение профессиональных проб для воспитанников любого возраста.

Для организации профессиональных проб в детском доме функционируют такие кружки:

п/п

Название

Июль 17 г.

Июль 17 г.

Июль 17 г.

Июль 17 г.

Кружка

Количество

%

Количество

%

1

Хореография

11

34%

14

43%

2

Вокальный

12

37%

12

37%

3

Художественное слово

15

46%

16

50%

4

Легкая атлетика

31

97%

31

97%

5

Плавание

14

43%

15

46%

6

Театральная студия

16

50%

18

56%

7

ИЗО

26

81%

28

87%

8

Школа нравственности

31

96%

31

96%

9

Футбол

11

34%

11

34%

Диагностируется уровень профессионального самоопределения выпускника, реализуется индивидуально-дифференцированный подход к его профессиональному самоопределению.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор

профессии с учётом своих особенностей и возможностей

Начало взрослой самостоятельной жизни – непростое время для любого молодого человека. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям-сиротам и выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество ребят выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать свой досуг.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. На протяжении двух последних лет перед выпуском, стараюсь помочь воспитанникам подготвиться к выходу в самостоятельную жизнь по следующей схеме:

Педагогический коллектив и после выхода воспитанников из детского дома оказывает им поддержку, помогает успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами. Работа по сопровождению выпускников начинается еще до выпуска из стен детского дома.

Сопровождение выпускников проходит в два этапа. На первом этапе воспитанников готовим к самостоятельной жизни в стенах детского дома, где решаем такие задачи:

  • создание у детей определенного запаса жизненных умений и навыков, а также правовых знаний,

  • формирование умений, позволяющих самостоятельно реализовать свои жизненные планы.

Данные задачи мне помогают решать психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования через занятия по программам, индивидуальное и групповое консультирование, социально-правовое обучение.

На 2 этапе перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

  • установление с выпускниками эмоционально-смысловых связей, направленное на повышение уровня самостоятельности,

  • формирование адекватного понимания своих перспектив профессионального и личностного роста,

  • анализ жизнедеятельности и разработка предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников.

Сопровождение выпускника происходит по следующему алгоритму:

Адаптационный период:

  • передача «Социальной карты» в учебное заведение (куратору, мастеру) или специалисту органа опеки и попечительства,

  • составление плана взаимодействия детского дома и учебного заведения,

  • установление постоянного эмоционального контакта с социальным педагогом учебного заведения, в котором продолжает обучение выпускник.

  • оказание помощи в организации совместной деятельности куратора учебного заведения и выпускника, направленной на постепенное повышение уровня самостоятельности,

  • анализ трудностей, с которыми встречаются выпускники в адаптационный период, корректируется план взаимодействия, при необходимости проводится беседа с выпускником.

Взаимодействие детского дома и учебного заведения:

  • реализация плана взаимодействия (таб. 1);

  • отслеживание сформированности жизненных компетенций (мониторинг).

Взаимодействие детского дома и выпускника, вступившего во взрослую жизнь:

  • психолого-педагогическая помощь,

  • социально-правовая помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях.

На подготовительном этапе осуществляется преемственность детского дома и учреждений, в которые поступили наши выпускники. Оказывается консультативная и практическая помощь в вопросах защиты прав выпускников, их самостоятельной жизни на первых этапах.

Устанавливается социальное партнерство с учреждениями профессионального образования, организациями, органами опеки и попечительства на предмет социальной поддержки и защищенности выпускников.

При определении выпускников в учебные заведения куратору или социальному педагогу этих учреждений передается психолого-педагогическая характеристика воспитанника, протокол обследования выпускника с результатами психологической диагностики и рекомендациями психолога, социально-личностно-ориентированная карта выпускника детского дома.

Выпускнику выдается памятка с описанием юридических прав и социальных льгот. Памятка в дальнейшем является хорошим ориентиром в решении жизненных вопросов.

При определении своего выпускника на учебу мы даем рекомендации администрации, педагогам, мастеру по вопросу организации индивидуального сопровождения студента-сироты. В зависимости от уровня социальной адаптированности выпускника выясняется определенный уровень поддержки. .

Второй этап включает сбор любой информации о выпускниках: как они учатся, где живут, чем занимаются, какие у них проблемы.

Для этого с учебными заведениями профобразования, где обучаются наши выпускники, постоянно поддерживается телефонная связь, ведется переписка по вопросам успеваемости, поведения, адаптации, проживания, обеспечения выпускников. Любая поступившая информация из учреждений профессионального образования фиксируется в справках по патронированию выпускников. По возможности специалисты выезжают в учебные заведения с целью оказания помощи выпускникам и педагогам в решении текущих проблем.

Три раза в год в учреждения профессионального образования отправляются запросы с целью получить официальную информацию об обучении, проживании и обеспечении выпускников (на начало учебного года, по окончании 1 полугодия, на конец учебного года). На основе полученной информации ведется мониторинг успешности выпускников, заносятся данные о том, кто продолжает обучение, кто закончил, кто работает, кто имеет семью и детей и т.д.

Отслеживается становление выпускников, обобщаются результаты и анализируются итоги работы с выпускниками на педагогических планерках и педагогических советах (2 раза в год).

Дополнительно основные данные вносятся в сводную таблицу о сопровождении выпускников, что позволяет оперативно получать информацию об изменениях в жизнеустройстве выпускников, а также сократить время на поиск информации и отслеживание своевременности проводимой работы. К ней прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и другая информация о выпускниках.

Отслеживание социальной адаптации выпускника детского дома осуществляется по следующим показателям:

  • социальное положение (образование, трудоустройство);

  • средства к существованию (стипендия, заработная плата, сберегательная книжка, социальные выплаты);

  • семейное положение (женат/холост/замужем/не замужем; состав семьи, психологический климат);

  • законопослушность (правонарушения, алкоголизм, токсикомания и т.д.);

  • жилищно-бытовые условия (состояние жилья, сохранность имущества, оплата коммунальных услуг);

  • отношения с кровными родителями, родственниками (поддерживает, не поддерживает);

  • круг общения (отношения с друзьями, детьми детского дома и выпускниками).

С выпускниками, приезжающими в детский дом, провожу беседы, дискуссии на волнующие воспитанников вопросы.

Стараюсь познакомить их с новыми нормативно-правовыми документами. Чаще всего это касается консультативной помощи при решении вопроса о правовой и социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вся деятельность педагогов нацелена на поддержку воспитанников в трудных жизненных ситуациях, которая предполагает

три основных направления помощи:

1.Социально-правовую: оказание поддержки в решении разнообразных жилищных проблем. (отрадно отметить, что за 3 последних года 8 воспитанников д/дома получили жилье.

-в трудоустройстве и трудовой адаптации, содействии в восстановлении утраченных прав, помощь одиноким матерям, правовая поддержка.

2. Социально-экономическую — оказание индивидуальной одноразовой материальной поддержки выпускнику.

Так, ежегодно перед выпуском из детского дома проводится выпускной бал, на который приглашаются спонсоры детского дома. Совместно с попечительским советом заранее планируется вручение сберегательной книжки с 30000 (тридцатью тысячами рублей) и приобретение подарков (набор постельного белья, кухонной посуды, бытовой техники, гигиенические средства) все то, что помогает выпускнику облегчить адаптацию к новым условиям самостоятельного проживания.

3. Психолого-педагогическая, психологическая коррекция, индивидуальное социально-педагогическое сопровождение, а также комплексные педагогические мероприятия с включением в них выпускников детского дома разного возраста и социального статуса.

Так, выпускники первого и второго года после выпуска еженедельно приезжают в детский дом, приходят на праздники. Это позволяет, с одной стороны, регулярно контролировать, а в случае необходимости предупреждать проблемы, сохранять у них чувство принадлежности не к государственному учреждению, а к дому, где он вырос, к людям, которые его ждут. С другой — служить примером для более младших ребят, выступать наставником для воспитанников, у которых есть трудности в общении, поведении.

Выпускники регулярно принимают участие в презентации своей

профессии при подготовке к профессиональному самоопределению

воспитанников детского дома. В то же время демонстрация своих успехов дает возможность выпускникам повысить собственный уровень самооценки. Не стыдясь того факта, что они воспитывались в государственном учреждении, знакомят своих избранников и избранниц с детским домом, рассказывают и показывают все яркие моменты своей жизни, запечатленные на фотографиях и в видео.

Постинтернатное сопровождение выпускников строится на основе дифференцированного подхода с учетом особенностей бывшего воспитанника.

Следовательно, основными субъектами взаимодействия становятся детский дом и образовательные учреждения, в которых они учатся, органы опеки и попечительства, организации, в которых они работают, различные государственные учреждения и органы, общественные организации и фонды.

В частности, центр занятости населения (тестирование воспитанни-

ков на профессиональную пригодность

Ведется переписка с выпускниками, проходящими срочную военную службу и их командирами.

Алгоритм постинтернатного сопровождения, складывающийся из следующих шагов.

Анализ сложившейся ситуации с выпускником детского дома ведется с привлечением различных источников. Прежде всего — это сведения, полученные от самого выпускника через дистанционнную беседу (по телефону), при личной встрече, в процессе диагностических мероприятий. В то же время запрашиваем информацию в учебном заведении, по месту работы, от ближайшего окружения воспитанника (друзей, родственников, соседей). Полученные данные сопоставляются и служат основанием для дальнейшей работы.

Целенаправленная работа по постинтернатному сопровождению дает свои положительные результаты. Мониторинг за последние 3 года обучения выпускников в учреждениях профессионального образования показал, что из 11 выпускников продолжают обучение 10 человек.

Хочется отметить:

— достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

— успешную профессиональную самореализацию большинства выпускников детского дома;

— активную работу службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

— накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Приложения:

Таблица 1

План взаимодействия детского дома с учебным заведением:

Мероприятия

Дата

1

Знакомство с выпускниками детского дома:

характеристика на выпускника письменная и устная;

знакомство с личным делом выпускника

Август – сентябрь

2

Информирование о зачислении выпускников детских домов, о переводе на следующий курс

Сентябрь – ежегодно

3

Передача информации об адаптации выпускников детских домов 1 курса

Сентябрь

4

Информирование о поведении в училище и общежитии выпускников детского дома

1 раз в 2 месяца

5

Передача информации об успеваемости выпускников детского дома.

Декабрь, июнь

6

Информирование администрации детского дома об отсутствии выпускников детского дома в училище и общежитии

По мере необходимости

План мероприятий постинтернатного сопровождения выпускников:

План мероприятий

Срок реализации

1

Подготовка пакета документов для поступления в учебное заведение

Апрель, май

2

Поступление в учебные заведения

Июнь

3

Контроль за обеспечением выпускника вещами согласно нормам

Август

4

Обучение в учебном заведении

Годы обучения в учебном заведении

5

Устройство в общежитие

Сентябрь.

6

Организация быта в общежитии.

Сентябрь

7

Посещение выпускниками детского дома

Каникулярное время и выходные

8

Посещение общежития, комнат, в которых проживают выпускники.

В течение года

9

Посещение учебных заведений с целью контроля и оказания помощи выпускникам

По мере необходимости

10

Запросы в учебное заведение об успеваемости, посещении, поведении, проживании в общежитии

Декабрь, май

По мере необходимости

11

Запросы о выплатах (стипендия, канцтовары, компенсация на одежду, на питание, проезд)

Сентябрь-октябрь

Март-апрель

12

Телефонные разговоры с социальным педагогом, мастерами, кураторами, педагогами учебного заведения

В течение учебного года

13

Традиционные вечера встреч с выпускниками

1 раз в три года

14

Поздравления с днем рождения, со знаменательными датами в жизни (свадьба, рождение ребенка и т.д.)

В течение сопровождения

15

Организация проводов в Российскую армию и встреч

По мере необходимости

Журнал постинтернатного

  сопровождения выпускников

титульный журнал

Журнал 1журнал 2

56 запросов за 0,697 секунд. Сайт работает на сервере Inferno Solutions